ENG

КНИГИ. «Неофициальное искусство в СССР. 1950—1980-е годы»

Российская академия художеств
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств
Издательство «БуксМАрт»
Москва
2014 год
ISBN 978-5-906190-31-4
Мягкий переплет
24х16 см
480 с.
Тираж 1000 экз.
Русский язык
Составитель: Анна Флорковская
Редакторы: Михаил Бусев, Анна Флорковская, Галина Конечна

15 апреля 2015 года Российская академия художеств (РАХ) представила сборник научных статей «Неофициальное искусство в СССР. 1950—1980-е годы». В его основу легли материалы конференции, которая прошла в РАХ 14—16 марта 2012 года и на которой было прочитано порядка 40 докладов.

Предметом исследования искусствоведов, философов и социологов неофициальное искусство стало лишь в конце 1980-х годов, до этого оставаясь вне серьезного научного рассмотрения по идеологическим причинам. Авторы материалов, составивших настоящее издание, изучают как собственно рамки понятия «неофициальное искусство», так и динамику развития явления, выраженную в вопросах экспонирования, коллекционирования, архивирования и т.д.

«В сборнике идет речь не только об искусстве столиц — Москвы и Ленинграда, — но и о художниках региональных центров, об их понимании новаций и поисков, альтернативных официальному дискурсу, — отмечают создатели книги. — Поиски новых подходов в изучении неофициального искусства связаны со стремлением к воссоединению и примирению нескольких поколений русских художников, желанием восстановить целостный образ художественной культуры России ХХ века и понять его истинную роль в мировом художественном процессе».

Присутствие фотографии как предмета научного искусствоведческого исследования среди других искусств на конференции и в сборнике обозначила Ирина Чмырева. Ее материал «Фотография в СССР: сорок лет от Победы до перестройки. Обзор тенденций развития фотографических языка и пространства» обобщает знания о периоде 1950—1980-х годов в истории отечественной фотографии, называет ключевые моменты ее развития, а также имена ведущих деятелей и основные институции. «Именно в те сорок лет сложилась сложная география фотографического пространства, которая и после распада СССР оставалась определяющей для общения различных региональных школ, для путей миграции и саморепрезентации отдельных авторов и целых направлений. Фотожурналистика и фотографические клубы. Москва, Ленинград, Поволжье, Прибалтика, Харьков. Это только некоторые из важнейших смысловых “точек силового поля”, изучение которых позволяет понять предпосылки расцвета фотографии постсоветского пространства в годы перестройки и в начале 1990-х», — отмечает Ирина Чмырева.