ENG

"НЕВИДИМАЯ МОСКВА. Город в эпоху до Перестройки" выставка фотографий Михаила Дашевского в Хьюстоне. США

14й Ежегодный фестиваль документального кино «Образы России» в Хьюстоне
представляет выставку

НЕВИДИМАЯ МОСКВА
Город в эпоху до Перестройки

В фотографиях Михаила ДАШЕВСКОГО

Как жила Москва обыденная? Москва служащих и рабочих, приехавших в город на заработки и детей, выросших в семьях потомственных москвичей, в которых хранили память о событиях еще до 1917 года и память о тех членах семьи, кто был арестован, осужден, был в лагерях или был расстрелян во время сталинских репрессий. О тех, кому не нашлось места на страницах официальной советской истории…
Никогда не знаешь, где откроется потаенная папка с фотографиями, без которых – с тех пор, как они опубликованы, – невозможно представить историю. Сейчас кажется, что снимки Дашевского, с лиризмом и тщательным (или как говорил сатирик Михаил Жванецкий, «щательным») вниманием к приметам времени, были известны публике всегда – так ложатся они в визуальный канон Москвы второй половины ХХ века. В живописи, в кинематографе помимо свода изобразительных штампов и безличной интонации все-таки прорывалась – у одного-другого художника, не самых известных, не самых обласканных властью, – но живая искренняя интонация. А в фотографии… был Дашевский!
Но так только кажется. На самом деле, большинство его снимков впервые были показаны в Москве только на выставках начала 2000-х годов, с тех пор экспозиции его фотографий объехали весь мир. Всматриваешься в лица, сюжеты его фотографий и не видишь в них ни критики политической системы, ни оппортунизма. Ищешь знаков, которые подсказали бы, почему эти фотографии были «не ко двору». Противоположность снимков Дашевского тому, что составляло корпус советской фотографии его времени, невозможность его снимкам был опубликованными, их «перпендикулярность» заложены в самом отношении автора к действительности: он не разделяет себя и родной город. Говорит от первого лица, не скрываясь, не пытаясь представить себя и город лучше, чем получается жить. И еще в его фотографиях неподдельное внимание к обыкновенному человеку – такому, как сам автор. В центре его фотографий стоит маленький человек.
Иногда простое «быть» означает противостоять обстоятельствам. Михаил Дашевский прожил длинную жизнь, на его веку сменились правители страны, от Сталина до Путина, а он продолжал делать свою тихую фотографию живой человеческой жизни улиц.
Михаил Дашевский, родился в 1935 году и всю жизнь живет в Москве. Доктор технических наук. Фотограф-любитель с более чем полувековым стажем. На протяжении пятидесяти лет член фотоклуба «Новатор». Первая выставка состоялась в 1994 году в подмосковном Красногорске, следующая – только в 2002 году в Музее архитектуры им. Щусева в Москве. С тех пор его выставки были представлены в Германии, Польше, Чехии, США, Японии; в России его работы экспонировались в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Музее Москвы, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Художественном музее им. Коваленко в Краснодаре и многих других музеях в разных городах страны. Его произведения вошли в коллекцию «Современная российская фотография», показанную в 2012 году в рамках FotoFest в Хьюстоне, США. Произведения Дашевского хранятся в музеях США, Чехии, России. Автор пяти фотографических альбомов. В 2020 году увидел свет «opus magnum» фотографа, 4-х томный альбом «Михаил Дашевский. Родное ретро. 1962-2002. Фотографическая сага».
Официальный сайт фотографа: mikhaildashevsky.ru

Русский Культурный центр "Наш Техас" в партнерстве с FotoFest и PhotoVisa