PhotoVisa 2018
Экскурсия с Ириной Чмыревой по выставке коллекции книг, представленной PhotoVisa в рамках Первого международного фестиваля фотокниг «Суперобложка»
В этом году Международный фестиваль фотографии PhotoVisa в Краснодарском крае отмечает свое десятилетие. Столько же лет и коллекции фотокниг, ассоциированной с фестивалем.
В нее входят издания разного рода: каталоги музейных выставок фотографии, каталоги фотографических фестивалей, авторские тиражные издания и книги художника (фотографа), созданные ограниченных тиражом.
Отличительной особенностью коллекции является то, что с каждой книгой связана личная история – фестиваля или одного из его директоров. Многие из книг - истории арт-директора фестиваля Ирины Чмыревой, выступающей помимо этой роли еще и в качестве куратора фотографических выставок по всему миру, преподавателя истории визуальной культуры и курсов редактирования фотографического контента выставок и книг, редактора фотографических изданий и исследователя.
Для показа в рамках первой Международной выставки «Суперобложка», которую проводит партнер PhotoVisa центр современного искусства «Типография» были отобраны книги из коллекции фестиваля с акцентом на их индивидуальную принадлежность. Это книги фотографов, выступающих в роли художников и редакторов собственных изданий. В нескольких изданиях у фотографов были партнеры – дизайнеры и фоторедакторы, другие книги являются целиком и полностью воплощением идеи книги самих фотографов. В этот раз представлено 17 изданий из 11 стран. Самый маленький тираж среди отобранных фотокниг – 9 экземпляров, самый большой объявленный тираж – 500. Часть иностранных изданий были получены непосредственно от фотографов в рамках международных портфолио ревю, проводившихся за рубежом, для представления творчества этих авторов в России. В некоторых из изданий, как российских, так и иностранных, PhotoVisa и ее арт-директор принимали непосредственное участие в подготовке и реализации проекта. Несколько изданий российских авторов получены в дар от друзей фестиваля, чьи коллекции демонстрировались на фестивале PhotoVisa за годы его существования.
Дважды в течение выставки в «Типографии», кандидат искусствоведения Ирина Чмырева, куратор этой части коллекции выставки «Суперобложка» расскажет о каждом отобранном к показу издании: об истории их появления в коллекции PhotoVisa, о концептуальных и дизайнерских особенностях воплощения авторской идеи в издании, о творчестве фотографов-авторов этих изданий, о судьбе этих изданий на мировой фотографической сцене.
***
… Для нас в команде PhotoVisa, просматривая в год десятки и сотни портфолио фотографов, некоторые из которых оформлены в виде книг, интересно наблюдать как фотокнига становится носителем «духа времени», стилистических и тематических особенностей отдельного года и целого десятилетия, как формы книг становится между собой подобными, и в то же время сохраняют индивидуальность, вступают в диалог между собой…
… Для первой выставки «Суперобложка» выбраны издания… вдохновляющие. Те проекты, которые, когда держишь их в руках, как будто подключают к генератору космической творческой энергии – к Автору.
… Книга, помимо ее информационного коммуникативного начала несет в себе тактильное чувственное начало. Именно книга, когда ее держишь в руках, создает ощущение интимного контакта с идеей автора... Это делало книгу столь желанным объектом коллекционирования на протяжении веков ее бытия, и те же качества книги делают фотографию в эпоху цифровой дистанцированности снова живой и желанной, как объект, в том числе для тех, кто коллекционирование фотографии в отпечатках не может себе позволить как недоступную роскошь.
Для показа выбраны любимые книги, те, которые когда-то удивили, заставили их вспоминать, думать над ними. У одних авторов фотокнига намеренно мимикрирует под классическое книжное издание, например, под книгу стихов, как у Олега Виденина, у кого-то фотоиздание становится «переводом на язык книги» сложнейших интертекстуальных проектов, как в каталогах выставок Никиты Пирогова и Марселы Маньо. В этой коллекции представлены две авторские работы, убеждающие, что фотокнига – не только форма для камерного инсталлирования идей актуальных фотографов и художников, но способ лично – из рук в руки, на самой короткой дистанции от мысли куратора и дизайнера до глаза и сердца зрителя – донести личные истории фотографов, вписанные в большую Историю нашей страны. Это «Прославление Пашкова дома», гимн хранилищу культуры работы репрессированного историка Москвы Дмитрия Кашинцева – напоминание о том, как история жизни отдельных деятелей культуры связана с космосом исторических перипетий в России. И книга «V.1945» - первое издание архива снимков, сделанных военным фотожурналистом Валерием Фаминским в мае 1945 года в Берлине. Драматическая и жестокая связь фотографии и истории, людей и государства – в книжных проектах знаменитых в своих странах фотографов Жильвана Баррето из Бразилии и Пабло Ортиза Монастерио из Мексики. И в этой же коллекции фотокниги – субъективные путешествия фотографов к глубинам своей памяти, в чащу смутных личных переживаний. Эти сложно уловимые иначе, чем в фотографии, ощущения фотографы передают зрителю в форме книги. Фотографы разделяют свой сокровенный опыт с теми, кто прикоснется к нему рукой, - в книгах Алены Жандаровой, Яниса Дейнатса, Кристиана Сантанны, Висвальдаса Маркявичюса…
…Книга как бутылка с запиской моряка, терпящего бедствие, - кто-то когда-то найдет ее и обретет угаснувшую историю. Этот образ пиратского прошлого из книги Баррето как нельзя более подходит фотографическим книгам, которые подчас становятся последней надеждой фотографа обрести собеседника, хотя бы в будущем.
Ирина Чмырева