ENG

МиК: Руслан Кирсанов о том, как не бояться, о своем алгоритме съемки и выборе того самого кадра, о тонкостях труда в театре и работы над документальным проектом о нем

Руслан Кирсанов занимается фотографией более 15 лет, специализируясь на репортажной не постановочной съемке моды и театра. Ему интересен репортажно-документальный подход, при помощи которого, как он признаётся, «можно показать свое видение происходящего вокруг». Кирсанов – призёр АРГУС-2022 в номинации «Слово и его воплощение. Театр. Литература. Поэзия» в категории «Фотография» с работой «Усталость». 

Руслан, расскажите запомнилось ли Вам чем-то особенным участие в конкурсе, тем более, Вы лично приехали на выставку в дождливый, но гостеприимный Сочи?

Понравилось то, как организаторы подошли к демонстрации работ победителей. Было выбрано очень красивое место и прекрасно обыграно пространство. Поразили размеры самих отпечатков! Очень приятно было видеть работы в большом формате. У меня не получилось попасть на официальное открытие и награждение – оказался в последний день работы выставки и было очень приятно получить диплом лично от организаторов. Они дождались меня! Да, несмотря на дождливую и ветреную погоду в тот день – впечатления от просмотра работ исправили ситуацию. 

— Считаете ли Вы важным пробовать свои силы и подаваться, и, возможно, дадите совет новым участникам?

Участие в конкурсе дает возможность проверить себя, узнать мнение компетентного жюри о твоей работе и, конечно, полюбоваться работами коллег. На этапе отбора задаешься вопросом – а снял ли ты работу, которую не стыдно показать? В такой момент понимаешь, что «шедевров»-то и нет. Мои главный совет – не бояться, а пробовать свои силы и обязательно участвовать. Так же это дает стимул наперёд продумывать проекты, с которыми можно будет участвовать в будущем. Такой подход дает возможность более эффективно работать. 

— Раз «шедевров-то и нет», как Вы решились участвовать и подали именно «Усталость»? 

При отборе потенциальных кандидатов на отправку понимал, что толком вроде и нет достойных. Изучение номинаций, в которые можно было бы подать работы, естественным способом помогло отсеять те, в которых у меня не было никаких работ. Так осталась одна наиболее подходящая. В тот момент я планировал начать работу над документальным проектом в сотрудничестве с театром, но серии еще не было, и я уже думал отказаться от участия, как вспомнил, что ранее - год назад - я уже снимал генеральный прогон спектакля и решил покопаться в архиве этой съемки. Отобрал 3-4 претендента и настало время выбрать только одну фотографию. До срока завершения подачи заявок оставался лишь день, я отложил финальный выбор на ночь, чтобы максимально осознанно его сделать. В числе претендентов была эта работа. На следующий день взглянул свежим взглядом на все и ответ пришел интуитивно. И в итоге «Усталость» не подвела!

— Как проходил процесс съёмки?  Поделитесь контекстом, что лежит за этим кадром?

Это была генеральная репетиция спектакля «Чайка» Чехова в постановке режиссера Вероники Вигг и мой первый опыт работы именно в театре, и от этого интерес только возрастал. 

На съемку у меня был только один день, приступил к работе я рано и так как прогонов было несколько, я примерно понимал сценарий и пробовал разные ракурсы в поиске нужного момента. Поснимав несколько часов, проработал локацию, точки съемки и, набив пробный материал, я стал погружаться глубже: слушать тексты, смотреть больше не за масками (ролями) актеров, а за ними как за личностями, и начали приходить образы. В какой-то момент родился этот кадр. Он был мимолетным или как еще называю посланным сверху (как и все удачные кадры). Одна из актрис, устав от длительных репетиций присела за кулисами отдохнуть, скинула туфли на каблуке и слегка поджала пальцы ног. Я стоял сзади и, увидев в луче света силуэт, интуитивно среагировал. Через несколько секунд она встала и вышла из-за декорации, был ее выход.

— Вы наверняка почерпнули определённые тонкости работы на репетициях и спектаклях.

Съемка в театре — это всегда определенные правила, которые нужно уважать, и технические условия, с которыми нужно справляться.  Условия съемок требовали тишины, незаметности, тактичности по отношению к актерам. Технические особенности – сложные условия по свету – проще говоря, была темнота. Желательно, чтобы техника была способна фокусироваться в темноте и иметь высокие рабочие ИСО, но самое главное – иметь бесшумный затвор.

 «Усталость» – часть Вашего большого документального проекта, посвященного Тверскому ТЮЗу, который Вы снимаете с 2019 года – как протекает работа над проектом?

Работы планировал разделить на этапы. На данном этапе была отснята вся труппа из 40 актеров. Мы обновили галерею портретов в холле театра. Работы вешали вечером, чтобы утром все могли увидеть результат. Было очень волнительно, но в итоге все были довольны результатом! Также в течение двух недель, живя в театре, я снимал все события, происходящие там. Репетиции, спектакли, актерские тренинги, бытовые сцены, театр ночью. . . Из этого набрался материал, и мы сделали небольшую подборку в виде постеров-коллажей, разбив их на рубрики, и также разместили в вестибюле. Сейчас ищем место, где можно сделать более масштабную выставку о жизни театра.

Познакомиться ближе с работами художника:

VK https://vk.com/ruslankirsanov

Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.